Форум истории автоспорта > История

1950 год

(1/20) > >>

Владимир Коваленко:
Вила-Реал: http://scgt.com.sapo.pt/VR_Ferrari_1950.htm

Владимир Коваленко:
"Большой приз Монако" 1950 года
Известно, что массовую аварию на 1 круге Гран-при Монако 1950 года спровацировал Джузеппе Фарина, не справившийся с управлением своей "Альфа-Ромео" на мокрой от морских брызг трассе. Фанхио в это время был далеко впереди и в аварию не попал, а Виллорези умудрился избежать столкновения. Вот как это происходило в подробностях.

На первой линии стартовой решётке стояли Фанхио и Фарина на "Альфа-Ромео" и Гонзалес на "Мазерати" аргентинской команды. Тогда, как и сейчас, старт давался на бульваре Альбера I (с 1955 по 1971 годы стартовая зона находилась на набережной). Фанхио стартовал лучше всех и сразу же захватил лидерство. Фарина замешкался и не только отпустил от себя Гонзалеса, но и пропустил вперёд Виллорези, с третьей линии проскочившего мимо Этанселина и Фаджиоли.
   
На подъёме Фанхио далеко впереди, из "Сен-Дево" выходят Гонзалес, Виллорези, Фарина и Широн (его машину можно признать по характерной "заплатке" в левой нижней четверти решётки радиатора, которая повилась на машине к гонке).

В следующей точке Фанхио уже не видно, на переднем плане те же Гонзалес, Виллорези и Фарина, а на заднем - Широн и Фаджиоли.

Ещё чуть выше картина та же, только за Широном и Фаджиоли можно признать "Феррари" Аскари и "Тальбо" Этанселина.


На этом заканчиваются визуальные свидетельства событий, предшествовавших аварии. До злополучного столкновения в повороте "Табак" Виллорези и Фарина смогут обойти Гонзалеса. Таким образом, на выходе из "Шиканы" положение гонщиков было таким: Фанхио, Виллорези, Фарина, Гонзалес...
Легенда гласит, что шедший вторым Фарина не справился с управлением своей машины на скользской от брызг морской воды с залива трассе. Есть мнение, что произошло это вовсе не в повороте "Табак", а раньше, в начале спуска после шиканы, и машина Фарины несколько раз пересекла дорогу, отталкиваясь то от стены, то от ограждения.
Вот список стартовавших гонщиков в порядке квалификационных результатов с пометкой "Х" напротив выбывших из гонки на 1 круге.
 1. №34 Фанхио ("Альфа-Ромео")
 2. №32 Фарина ("Альфа-Ромео")     Х
 3. №2  Гонзалес ("Мазерати")     (Х)
 4. №14 Этанселин ("Тальбо")
 5. №36 Фаджиоли ("Альфа-Ромео")   Х
 6. №38 Виллорези ("Феррари")
 7. №40 Аскари ("Феррари")
 8. №48 Широн ("Мазерати")
 9. №42 Соммер ("Феррари")
10. №16 Розье ("Тальбо")           Х
11. №10 Манзон ("Гордини")         Х
12. №52 де Граффенрид ("Мазерати") Х
13. №12 Тринтиньян ("Гордини")     Х
14. №24 Харрисон (ЭРА)             Х
15. №50 Бира ("Мазерати")
16. №26 Джерард (ЭРА)
17. №44 Рол ("Мазерати")           Х
18. №6 Клае ("Тальбо")
19. №8 Шелл ("Купер")              Х
Надо признать, что никакой системы здесь не наблюдается: в завал попадали как лидеры, так и те, кто мог издалека уже всё увидеть и притормозить; избежали завала как аутсайдеры гонки, так и те, кто находился в считанных метрах от неуправляемых машин неудачников 1 круга.
Итак, Фанхио и Виллорези были впереди, Фарина не справился с управлением и после череды ударов остановился у стены на набережной. Следовавший за ним Гонзалес не избежал столкновения, в котором у него оказался повреждённым бензобак, но продолжил движение. В шпильке его "Мазерати" загорелась, но он ещё смог закончить круг, после чего остановился. Сам гонщик получил ожоги и попал в больницу.
Классификация по результатам 1 круга выглядела так: Фанхио, Виллорези, Гонзалес, Широн, Аскари, Соммер, Этанселин, Бира, Клае, Джерард. Логично предположить, что в такой последовательности гонщики и миновали аварию.


Первая имеющаяся в наличии фотография показывает, как Фарина выбирается из машины, Фаджиоли ещё сидит в своей, в просвете между двумя "альфа-ромео" видно попавшие в ловушку "Гордини" Манзона (левее) и "Купер" Шелла (правее), а мимо проезжают Соммер и Этанселин. Гонзалес, Широн и Аскари уже уехали.


На втором кадре Фарина уже покинул машину, а Фаджиоли выпрытивает из своей. "Гордини" Манзона развернулась поперёк трассы, а сам гонщик стоит слева от машины и рассматривает её. Справа от него Харри Шелл выбрался из своего "Купера". В "Альфа-Ромео" Фаджиоли под номером 36 уже уткнулась цепочка машин: "Тальбо" Розье, "Мазерати" де Граффенрида, "Гордини" Тринтиньяна, ЭРА Харрисона и "Мазерати" Рола. Крайний справа автомобиль, проезжающий мимо "Мазерати" Рола - Клае на "Тальбо". По статистике он закончил 1 круг предпоследним, и в промежутке между этим кадром и предыдущим место аварии миновал Бира, а после Клае должен проехать последний - Джерард.


Это всего лишь фрагмент более крупной фотографии, на котором Фаджиоли толкает свою машину к стене. Если найти этот кадр целиком, то вполне может оказаться, что толкать Фаджиоли стал сразу же после того, как выпрыгнул из машины (см. предыдущий кадр), и тогда справа должен в это время проезжать Джерард.
На этом заканчивается первая часть всего инцидента, связанная с непосредственно аварией и проездом мимо тех, кому повезло в неё не попасть. Они отправились на второй круг, а неудачники при помощи добровольцев со стороны зрителей стали пытаться убирать столкнувшиеся автомобили с трассы. С этого начинается вторая часть инцидента.


Фаджиоли отказался от попыток откатить машину назад и с посторонней помощью оттолкал её к перилам, и теперь толкает назад, пытаясь поместить её по ходу движения, чтобы отогнать к противоположной стене, где она никому не будет мешать.


Этого удалось добиться, и машина уже далеко впереди. На этом ракурсе хорошо видно прижавшиеся к стене справа "Гордини" Манзона и "Купер" Шелла. За "Гордини" - "Альфа-Ромео" Фарины, а далеко впереди - "Альфа-Ромео" Фаджиоли. Посередине - цепочка автомобилей, первый из которых во время аварии уткнулся носом в машину Фаджиоли: "Тальбо" Розье, "Мазерати" де Граффенрида, "Гордини" Тринтиньяна, ЭРА Харрисона и "Мазерати" Рола. Эти гонщики недавно выбрались из своих машин и соображают, как им их оттранспортировать.

 
Это один и тот же кадр в разном разрешении.
На переднем плане спиной к нам - по всей видимости, Фарина (№32 - его "Альфа-Ромео"). №16 - "Тальбо" Розье. Де Граффенрид стоит рядом со своей "Мазерати" под номером 52 со швейцарским флагом на борту и показывает, вероятно, на впереди стоящую машину, объясняя, по всей видимости, что сначала надо убрать её, чтобы можно было растащить остальные. Дальше наклонился над своей "Гордини" Тринтиньян. Наклонившийся человек в белом шлеме слева - это Шелл. Наконец, на заднем плане, за поворотом, видно трёх человек, один из которых аж бежит вперёд. Вероятно, он спешит подать сигнал гонщикам, которые вот-вот появятся из-за "эски" на своём втором круге.


Около машин никого нет. Справа можно увидеть пересекающего дорогу де Граффенрида. Похоже, лидеры уже приближаются, и участники инцидента благоразумно поспешили отойти в сторонку, чтобы не попасть под колёса.

Легенда гласит, что, гуляя накануне по набережной, Фанхио представлял себе, как может проходить гонка и вспомнил кадры случившейся здесь в 1936 году аварии. В гонке, выехав из шиканы на спуск по набережной, Фанхио обратил внимание на то, что лица зрителей повёрнуты по направлению не к нему, а к следующему повороту. Фанхио смекнул, что там что-то происходит (об аварии он не имел ни малейшего понятия) и сбавил скорость, что позволило ему полностью остановиться перед разбитыми машинами, не врезавшись в них.


На этом кадре видно, что посреди трассы, почти на траектории, стоит человек и усиленно размахивает флагом (говорят, жёлтого цвета). Позади виднеется "Феррари" Виллорези.


Фанхио подъехал к месту аварии и остановился, соображая, как ему её объехать. Слева от "Мазерати" Рола (№44) есть свободное пространство, которого достаточно для того, чтобы проехал гоночный автомобиль (ведь именно так продолжили гонку преследователи Фанхио), но аргентинец остановился несколько неудачно.
На этом кадре слева, у перил, стоит де Граффенрид, на противоположной стороне дороги - Фарина, рядом со своей машиной, вдалеке идёт Фаджиоли, оттолкавший свой автомобиль на безопасное расстояние.


Подъехал Виллорези. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что нос его машины на несколько сантиметров впереди "Альфа-Ромео" Фанхио, и это можно считать первым случаем лидирования "Феррари" в гонке чемпионата мира. Но встал он неудачно, потому что впереди щель между остановившимися машинами недостаточно для того, чтобы проехать. Между тем, Фанхио уже разобрался в ситуации и выворачивает руль влево. Де Граффенрид покидает своё "укрытие" и возвращается к расчистке трассы.


Участники аварийных работ убедились в том, что их безопасности ничего не угрожает со стороны приближающихся сверху автомобилей и снова принялись за работу. Фанхио удалось проехать мимо машины Рола, и вот он ускоряется к финишу второго круга. Позади видно, что Виллорези также пытается повернуть свою машину, за которой уже стоят ещё два участника. Справа от него (по отношению к фотографу) - "Феррари" Аскари, её хорошо видно.


Почти тот же момент, но с другого ракурса и мнгновением позже, потому что тут Фанхио уже въехал в лужу из растёкшегося топлива. Виллорези остановился не так удачно, как Фанхио, и пытаясь свернуть в щель, встал практически поперёк дороги. Он обращается к находящимся рядом участникам разборки завала с просьбой отодвинуть мешающую ему "Мазерати" Рола. Слева от него виден нос "Феррари" Аскари, посередине - колесо частной "Феррари" Соммера, а справа под номером 48 - Широн. К нему бежит человек и жестами предупреждает, что дальше ехать не надо, лучше даже отъехать назад, чтобы выбраться. Важный момент: впереди уже начали отталкивать "Тальбо" Розье.


Виллорези почти удаётся протиснуться в промежуток, но тут правое заднее колесо его "Ферарри" цепляется за топливный бак мешающей машины. Гонщик призывает поторопиться тех, кто оттаскивает "Мазерати". Между тем, Аскари и Широн остались на своих местах, а Соммер чуть-чуть проехал вперёд.


Виллорези ещё немного продвинулся вперёд, но тут все помощники вдруг бросились от автомобиля под номером 44 вперёд, где после устранения первой машины из этой цепочки оказалось больше перспектив разобрать весь завал. Возможно, их просто позвали и не исключено, что участвующие в разборе завала болельщики из местных жителей бросились расчищать дорогу перед своим героем Широном, совершенно забыв о Виллорези. Широн уже продвинулся вперёд, за ним - Соммер и даже Аскари, которому после продвижения вперёд Виллорези не пришлось маневрировать, хотя он и пропустил вперёд Соммера. В очереди появился Этанселин на "Тальбо". Другую "Тальбо", Розье, продолжают отталкивать вперёд.


Из её разбитого бака хлещет топливо, оставляя за собой мокрую дорожку.

   
Тем временем "Мазерати" де Граффенрида и "Гордини" Тринтиньяна удалось оттолкать немного вперёд так, что между "Гордини" и ЭРой Харрисона образовался подходящий проезд, которым первыми пользуются Широн и Соммер...


...а затем и Аскари. А на заднем плане у Виллорези какие-то проблемы - видно, что он вылез из машины. На перилах сидит, наверное, де Граффенрид. Слева двое гонщиков (Фарина и Шелл?) покидают место аварии, очевидно, полагая, что теперь обойдутся и без них. Рядом с ними на дороге - дорожка из топлива из бака "Тальбо" Розье.

 
Оказалось, что пока оставленный помощниками Виллорези пытался самостоятельно прорваться через препятствие, двиагтель заглох. Сейчас двигатель пытаются завести с толкача. Соммер уже скрылся из вида, а аварию минуют Этанселин (№14) и Бира (№50). Эвакуаторы продолжают заниматься "Гордини" Тринтиньяна и "Мазерати" де Граффенрида.


Этанселин и Бира объехали препятствие, "Феррари" Виллорези протолкнули ещё дальше, а сам гонщик, похоже, уже за рулём.

На этом имеющиеся в наличии визуальные свидетельства второй части аварии заканчиваются. Мы не увидели только, как аварию проехали Клае и Джерард. На финише 2 круга Соммеру удалось опередить Широна, а Джерарду - Клае (по сравнению с 1 кругом). Таким образом, положение после 2 круга было следующим: Фанхио, Соммер (с 6 места на 1 круге он поднялся на 2-е за счёт схода Гонзалеса, застрявшего Виллорези, удачного проезда в пробке мимо Аскари и обгона каким-то образом Широна), Широн, Аскари, Этанселин, Бира, Джерард, Клае и Виллорези.

Третья часть - это окончательное устранение последствий аварии без особых помех участникам гонки.


Слева - "Альфа-Ромео" Фарины на том же месте, огнеопасная дорожка и трое возвращающихся на место аварии гонщиков в комбинезонах. В центре всё бегает вокруг своей "Мазерати" де Граффенрид. Позади ЭРА Харрисона и "Мазерати" Рола отодвинуты к стене.


Фанхио в очередной раз проезжает мимо. Слева у перил - "Гордини" Тринтиньяна, чуть дальше толкают "Мазерати" де Граффенрида. По какой-то причине "Мазерати" Рола и ЭРу Харрисона вытолкнули обратно на трассу и бросили.


Возможно, это тот же самый момент, только мгновением позже: машины и люди в той же одежде находятся в той же позиции.


Этот снимок сделан, вероятно, на гораздо более поздних стадиях гонки: к перилам перемещены не только ЭРА и "Мазерати", но и "Альфа-Ромео" Фарины, где последняя представляла наименьшую угрозу безопасности гонки, потому что выезжающие из поворота "Табак" машины выносит к стене.

Владимир Коваленко:
Очень интересная тема с фотографиями из частной коллекции: British GP 1950.

Джен:

--- Цитата: Владимир Коваленко --- Очень интересная тема с фотографиями из частной коллекции: British GP 1950.

--- Конец цитаты ---

 хм, а под фото написано, что на самом деле это International Trophy...

Владимир Коваленко:
Ну да, люди поправили. Скорее всего, автор фотографий подписал их как "1950, Сильверстоун", что обычно автоматически воспринимается как гран-при.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии