Я сейчас читаю первую из четырёх книг принца Чулы Чакрабонгсе, описывающих гоночную карьеру его двоюродного брата и подопечного принца Бирабонгсе.
Бира и Чула были членами сиамской королевской семьи и были отправлены на учёбу в Англию. Чула был на 6 лет старше Биры и начал своё обучение в 1928 году, так что он имел больше жизненного опыта и опекал Биру на чужбине. Бирабонгсе в Англии друзья для простоты звали Бира, под этим именем его узнал и весь мир.
Чула и Бира вели аристократический стиль жизни. Скажем, однажды после неудачной тренировке в Бруклендсе они поехали расслабиться и отдохнуть в оперу. Или вот автомобили. Чуле подарили одну машину, потом он купил другую, третью. В его гараже были даже "Роллс-Ройс" и "Бентли". После первой гонки они решили, что "Райли" не подходит, и надо что-то побыстрее и ни в коем случае не подержаное. В общем, деньги у них были, хотя Чула не разбрасывал их направо и налево. Регулярно путешествовали по Европе.
Бира рано заинтересовался автомобилями и с удовольствием пользовался машинами Чулы. Вот он на "Эм-джи":
Или на "Бентли":
Познакомившись с автомобилями поближе, Бира заинтересовался гонками. Строить гоночные планы он начал ещё в 1933 году (ему было 19 лет), и на следующий год Чула купил ему "Райли" для участия в триалах:
Но что-то у них с триалами не заладилось, и в феврале 1935 года Бира дожал-таки Чулу аргументом: мол, чего "Райли" простаивает; не участвуем в триалах, так можно попробовать в бруклендских гонках. Чула согласился. В таком виде о гонках нечего было думать, и Чула обратился в бруклендскую фирму "Томсон и Тейлор". 26 февраля они отогнали машину в мастерскую и, помимо технической доводки, заказали покраску.
Голубой был любимым цветом Чулы, но особо ему понравился оттенок вечернего платья молодой датчанки Барбары Грут, и когда Чула заказывал "Бентли", он попросил у Барбары кусочек ткани того платья, и именно в этот цвет была окрашена машина. Его же заказали и для "Райли".
В "Томсон и Тейлор" провели неплохую работу, и машина оказалась готова к открытию сезона 16 марта. Поскольку для заявки одного имени "Бира" было мало, Чула, ставший менеджером новоиспечённого гонщика, добавил инициал "Б": "Б. Бира".
Они заявились на два гандикапа по внешнему кольцу на 6,5 и 9 миль соответственно. Большинство гандикапов в Британии проводились с раздельным стартом и общим финишем, то есть машины помедленнее выпускались на трассу раньше, а самые мощные - самыми последними. Кто первым преодолеет заданную дистанцию - тот и победитель. Поэтому в гандикапах участвовали совершенно разнообразные автомобили. В первом заезде Бира стартовал четвёртым после маленьких "Остина" и "Фрэзер-Нэшей" с гандикапом в минуту и 6 секунд. Ещё семеро учтастников стартовали позади. Бире на первом круге удалось опередить "Остин", а на втором - "Фрэзер-Нэш". Обгоняли и его, и на финише он был пятым.
Второй старт был в третьей гонке дня, в 15.00. На этот раз Бира стартовал первым с гандикапом в минуту и 39 секунд. Его догоняли полтора круга, и так как дистанция была длиннее, больше участников смогли его догнать, и он занял 8 место. Но всё равно ему это очень понравилось.
Газеты отметили дебют сиамского аристократа. А сами Бира и Чула решили, что для повышения результатов нужна совсем другая машина. Поискав инфомацию, они остановили свой выбор на "Эм-джи Магнетт", но агенты, к которым они обращались, отвечали, что выпуск этой модели уже прекращён, но есть новая - "Миджет". Но Чула счёл, что новая модель может быть ещё недостаточно доведённой до ума, и решил обратиться напрямую к Сесилу Кимберу из "Эм-джи". Оказалось, что на заводе остался последний экземпляр "Магнетт", заказанный итальянцами для "Милле Мильи" и окрашенный в красный цвет, заказ на который был аннулирован. 19 марта (уже через три дня после соревнований в Бруклендсе) Чули и Кимбер договорились, а на следующий день машина была переправлена в мастерские "Томсон и Тейлор" в Бруклендсе.
После этого Бира и Чула отправились в месячное путешествие по Европе, а по возвращении посмотрели традиционную 200-мильную гонку на "Международный приз". Следующим соревнованием, в котором они решили участвовать, были традиционные гонки в выходной Духова дня в июне. Это тоже был набор коротких заездов для разнообразных классов автомобилей. То что нужно для начинающего. Но Бира заинтересовался ещё и набиравшими популярность гонками в частном парке в Донингтоне. Чула сначала захотел посмотреть, насколько они безопасны (ведь он по-прежнему отвечал за действия родственника), но раз гонки в Донингтоне проводились относительно редко, они просто потеряли бы ещё один шанс попрактиковаться, а потому Чула подал заявку на соревнования 11 мая.
Первой гонкой Биры был третий заезд дня - на 5 кругов для 1500-кубовых моделей. Безнаддувным давался полуминутный гандикап. Бира дважды вылетал с трассы и добрался до финиша восьмым из 14 участников.
Следующая гонка была для того же класса на ту же дистанцию, но гандикап был уже в целую минуту. "Райли" Биры был безнаддувным, так что он стартовал в первой группе и даже захватил лидерство, но разгон у машины был не очень, так что его потом обошли соперники. На последний круг он ушёл пятым, но "перекрутил" двигатель при понижении передачи на входе в поворот, и от этого сломался толкатель клапана. Бира медленно докатился до финиша девятым и последним.
К седьмой гонке дня машину подлатали, и в 10-круговом гандикапе Бира не допустил ни одной ошибки, хотя и финишировал опять-таки последним при шести сошедших.
До конца мая они ещё приняли участие в подъёме на холм в Рашмере, организованном Клубом автомобилей "Эм-джи". На "Райли" нацепили обратно крылья, фары и прочие атрибуты дорожного автомобиля, и Бира со второй попытки смог заехать на вершину, потратив на это 26 секунд. Победитель показал время 22 секунды, но было немало и не уложившихся в 30. Так что это соревнование тоже можно считать достаточно успешным.
Остаток мая Бира наматывал на "Эм-джи" круги на бруклендском треке, тренируясь перед первыми гонками на новой машине. Чула даже приводит количество кругов в каждый день тренировок: 7 мая - 43, 13 - 43, 16 - 32, 23 - 84, 27 - 22. Инженер Тейлор на этом счёл машину вполне обкатанной.