Форум истории автоспорта > История
1963 год
Александр Кульчицкий:
Гран-при Монако’ 1963
Александр Кульчицкий:
Оригинального текста о ГП Монако-63 из Autocar у меня нет, зато есть тексты из Motor, Road & Track и Sporting Motorist.
http://www.sendspace.com/file/v6hhy7
Александр Кульчицкий:
Гран-при Бельгии’ 1963
Александр Кульчицкий:
Гран-при Нидерландов’ 1963
Grote Prijs van Nederland
Великолепная победа Кларка (Lotus-Climax).Brabham, Ferrari, B.R.P., B.R.M. заняли следующие 4 места 3-й этап Чемпионата мира, Гран-при Нидерландов, проводился на 4,193-километровой (2,6-мильной) трассе Зандвоорт, расположенной на песчаных дюнах западного побережья Нидерландов. По скорости и характерным особенностям Зандвоорт находится примерно между двумя уже использовавшимися трассами – Монако с его медленными (около 115 км/ч) скоростями на круге и Спа с его сверхскоростями (210 км/ч и более). До нынешней гонки рекорд круга в гонке составлял 1’34,4 (159,870 км/ч), установленный Маклареном (Cooper-Climax) в прошлом году. Неофициальным же быстрейшим (и пока действующим) временем круга является 1’31,4 и был установлен в ходе тестов перед гонкой 1962 года Грэмом Хиллом на B.R.M.; официальным рекордом круга в квалификации был прошлогодний круг со временем 1’32,5 Джона Сертиза на Lola-Climax команды Bowmaker. Все времена были показаны на болидах Формулы-1.
Тренировка и болидыTeam Lotus: Два болида, оба – монококи Lotus-25 Climax, появились позже, чем ожидалось, в связи с задержками на таможне, как раз к пятничной дневной тренировке; Кларка – с двигателем , и Тейлора – со старым карбюраторным двигателем; оба – с 5-ступенчатыми коробками передач ZF. Кларк показал время круга 1’33, Тейлор – 1’40,4. Третий Lotus-25 Climax появился в субботу, с новейшей 6-скоростной коробкой передач Colloti-Francis Type 34B и с двигателем с меньшим ходом поршня и системой впрыска топлива, на котором Тейлор показал время круга 1’35,2; Кларк же со временем 1’31,6 завоевал поул-позишн на стартовом поле.
B.R.M.: Два болида 1962 года имели двигатели 1963 года с коленвалом, расположенным в одной плоскости, и системой впрыска топлива; Гинтера – с новейшей 6-скоростной коробкой передач B.R.M., которая была кратко представлена на тренировке в Спа; и Хилла – со старой, на 70 фунтов тяжелее, 5-скоростной коробкой передач B.R.M. Хилл в пятницу с утра показал время 1’33,3, днем – 1’32,2 (принесшее ему вторую позицию на старте) и в субботу – 1’32,5. В субботу лучшим временем круга Гинтера было 1’33,3. Был и третий, абсолютно новый болид (для тренировок), на котором Хилл проехал много кругов с лучшим временем 1’35,7.
Сooper-Climax: Два болида 1963 года с двигателями Climax с меньшим ходом поршня, системой впрыска топлива и 6-скоростными коробками передач Cooper; оба с модернизированными радиаторами охлаждения и защитными экранами, как у болида Макларена в Спа. Лучшие времена Макларена: 1’34,1, 1’33,3 и 1’32,3 (третья позиция на старте), лучшие времена Маггза: 1’35,8, 1’35 и 1’34.
Brabham-Climax: Два болида, оба с новейшими двигателями Coventry-Climax; один абсолютно новый болид (Брабема) и второй (Герни), который Герни использовал с начала этого сезона. Оба болида, похоже, сохранили незначительные моменты, такие как более низкая установка передних амортизаторов, устанавливаемых на новейший болид. Во время прогревочного круга перед выездом на трассу болид Герни поддомкратили и установили на него новый двигатель, доставленный из Англии – с коленвалом, расположенным в одной плоскости. Лучшие времена Брабема на круге: 1’35,1, 1’33,0 и 1’32,4 (четвертая позиция на старте).
SEFAC Ferrari: Два болида 1963 года с двигателями V6 с углом развала 120° и системой впрыска топлива для Сертиза и Скарфиотти, заменившего Майресса, попавшего в больницу с серьезными ожогами, полученными в аварии в Ле-Мане. Никаких изменений после гонок в Монако и Спа. Лучшие времена на круге Сертиза: 1’33,7, 1’33,6 и 1’33. Скарфиотти, которому представилось место в кокпите и которого Сертиз счел многообещающим, в пятницу с утра показал 1’37,3, а в субботу – 1’35,6.
A.T.S.-Bologna: Два болида, слегка измененные после Спа, с двигателями V8, транзисторной системой зажигания и карбюраторами Weber. Последнее дополнение – резьбовые соединения в трубной суперконструкции над моторным отсеком – позволило осуществлять ремонт двигателя без применения ножовки. Обоим болидам придали новую форму и более опрятную внешность; но внутренняя отделка все же по-прежнему оставляла желать лучшего.
Parnell Lola-Climax: Единственный, оснащенный карбюраторным двигателем болид для Криса Амона. Никаких изменений после Спа.
RRC Walker Cooper-Climax: Единственный болид для Боннье – новейший 1963 года Cooper-Climax с двигателем с коленвалом, расположенным в одной плоскости и с 6-скоростной коробкой передач Colotti-Francis 34B; а также запасной болид, старый Cooper-Climax с двигателем с меньшим ходом поршня. Лучшие времена на круге: 1’35,3, 1’34,7 и 1’34,1 – все на новом болиде. На тренировке в субботу на новом болиде пропало давление масла, поэтому в гонке Боннье стартовал на старом, запасном.
British Racing Partnership: “Приглашен” только один болид, для Айрленда. Представлено два болида – новый монокок B.R.P.-B.R.M. с новейшим двигателем B.R.M. с системой впрыска топлива, и Lotus-24 с аналогичным силовым агрегатом. Времена на круге Айрленда: 1’33,6, 1’39,0 и 1’33,4 – все на B.R.P.-B.R.M.; 1’33,3 – на Lotus-B.R.M. Джим Холл в субботу днем на всякий случай вывел на трассу Lotus-B.R.M. и показал 1’39,0. В субботу у Айрленда сломался толкающий кулачок; за ночь двигатель заменили.
Ecurie Maarsbergen Porsche: Два старых 4-цилиндровых Porsche, один из которых взят у Роба Уокера для “приглашенного” Карела де Бофора, другой – для Г. Миттера, который, как и Бэн Пон в прошлогодней гонке, не имел опыта в Формуле-1. Де Бофор смог улучшить свое время на круге до 1’39,3, а Миттер – до 1’38,8. Оба болида были заявлены “Pan American” – возможно, де Бофор наконец нашел спонсора.
Joseph Siffert: Единственный Lotus-B.R.M. был заявлен и управлялся Зиффертом.
Стартовое поле [tr] [td] Cooper-Climax (Б. Макларен)1’32,3[/td] [td][/td][td] B.R.M. (Г. Хилл)1’32,2[/td] [td] Lotus-Climax (Дж. Кларк)1’31,6[/td][/tr] [tr] [td][/td][td] Ferrari (Дж. Сертиз)1’33,0[/td] [td][/td][td] Brabham-Climax (Дж. Брабем)1’32,4[/td][/tr] [tr] [td] Cooper-Climax (Й. Боннье)1’34,1[/td] [td][/td][td] B.R.P.-B.R.M. (И. Айрленд)1’33,3[/td] [td] B.R.M. (Р. Гинтер)1’33,3[/td][/tr] [tr] [td][/td][td] Lotus-Climax (Т. Тейлор)1’35,2[/td] [td][/td][td] Cooper-Climax (Т. Маггз)1’34,3[/td][/tr] [tr] [td] A.T.S. (Ф. Хилл)1’36,0[/td] [td][/td][td] Lola-Climax (К. Амон)1’35,9[/td] [td] Ferrari (Л. Скарфиотти)1’35,6[/td][/tr] [tr] [td][/td][td] A.T.S. (Дж. Багетти)1’37,8[/td] [td][/td][td] Brabham-Climax (Д. Герни)1’36,2[/td][/tr] [tr] [td] Lotus-B.R.M. (Дж. Холл)1’39,0[/td] [td][/td][td] Lotus-B.R.M. (Й. Зифферт)1’39,0[/td] [td] Porsche (Г. Миттер)1’38,8[/td][/tr] [tr] [td][/td][td] [/td] [td][/td][td] Porsche (К[/td][/tr]
Александр Кульчицкий:
Отсканированные отчеты из Бельгии и Нидерландов: журналы "Мотор" и "Спортинг Моторист".
http://www.sendspace.com/file/g59mix
Навигация
Перейти к полной версии